Оборудование первой необходимости для детей с ОВЗ
Автор: Белякова Татьяна Сергеевна
Согласно госпрограмме «Доступная среда», реализуемой в РФ с 2011 года, а также требованиям актуальных ФГОСов, в современных российских образовательных учреждениях должны быть созданы условия для инклюзивного либо индивидуального обучения детей с особенностями развития. В работе описывается какое оборудование должно быть и какие задачи оно должно выполнять.
(Слайд 1)Создание универсальной безбарьерной среды
Оборудование первой необходимости для детей с ОВЗ
Согласно госпрограмме «Доступная среда», реализуемой в РФ с 2011 года, а также требованиям актуальных ФГОСов, в современных российских образовательных учреждениях должны быть созданы условия для инклюзивного либо индивидуального обучения детей с особенностями развития. Оборудование для детей с ОВЗ позволяет выполнить следующие задачи: (Слайд 2)
· устранить информационные и коммуникационные барьеры между детьми с ограниченными возможностями здоровья и другими участниками образовательного процесса;
· исключить возможные препятствия для получения образования, вести коррекционно-оздоровительную работу на базе ОУ;
· создать комфортные условия для погружения детей с ОВЗ в образовательный процесс и школьную жизнь в целом.
Материально-техническая база оборудования для детей с ОВЗ должна отвечать не только специфическим, но и общим образовательным потребностям. Оснащение кабинетов инклюзивного образования включает в себя средства для: (Слайд 3)
· создания и использования информационных продуктов (запись и редактирование текста, изображений, звуковых файлов, возможность общения через Интернет и т. д.);
· получения графической, текстовой и иной информации из внешних источников (печатные издания либо сетевые ресурсы);
· ведения наблюдений и проведения экспериментов с использованием лабораторного оборудования;
· проектирования, конструирования;
· физического развития с полноправным участием детей с ОВЗ в спортивных мероприятиях;
· размещения собственных работ и проектов в информационной среде ОУ.
Кабинет школы или детского сада, оборудованный для обучения детей с ОВЗ, должен состоять из трех зон: рабочей, игровой, зоны для индивидуальных занятий. В образовательной организации в обязательном порядке предусматриваются кабинеты психолога, дефектолога, логопеда, помещения для лечебно-профилактической работы с учащимися.
Виды оборудования для детей с ОВЗ (Слайд 4)
В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от характера нарушений может использоваться несколько видов оборудования:
1. (Слайд 5) Оптическое. В эту категорию входят различные вспомогательные устройства для обучающихся с нарушениями зрения – видеоувеличители, лупы, клавиатуры с увеличенным размером клавиш и т. д.
2. (Слайд 6) Логопедическое. Предназначено для работы учителя-логопеда и может включать в себя логопедические зеркала, электронные и иные переговорные устройства для развития навыков речи, оборудование для постановки и отработки звуков.
3. (Слайд 7) Развивающее. Общеразвивающее оборудование используется для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения слуха и речи. Включает в себя различные игрушки, обучающие наборы и материалы, настольные игры.
4. (Слайд 8) Компьютерное. Работает при непосредственном подключении к компьютерной технике (ПК, ноутбукам). Включает в себя различные роллеры, джойстики, ресиверы, кнопки для упрощения передачи основных команд компьютеру. Может служить различным целям: от развития мелкой моторики и коммуникативных навыков до изучения основ компьютерной грамотности.
5. (Слайд 9) Спортивное. Направлено на развитие физических навыков и оказание оздоровительно-профилактического воздействия. К спортивному оборудованию для детей с ОВЗ относятся различные тренажеры, балансиры и снаряжение для подвижных игр.
В отдельную категорию можно вынести оборудование для педагогов, работающих с детьми с ограничениями здоровья. К нему относятся различные наглядные материалы, учебно-методические пособия, профессиональная литература.
(Слайд 10) Корректное оснащение школьных кабинетов оборудованием для детей с ОВЗ позволяет обеспечить дидактическую и психологическую безопасность учебного процесса, минимизирует стресс, который испытывают обучающиеся с ограничениями здоровья, осваиваясь в новой для себя образовательной среде.