Мониторинг как механизм оценки качества начального общего образования
Автор: Петракова Ирина Васильевна
Мониторинг как механизм оценки качества начального общего образования.
(Североуральск, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11, И.В. Петракова учитель начальных классов)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в МАОУ СОШ №11 разработана система оценки, ориентированная на оценку качества образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начального общего образования.
Методической основой для осуществления мониторинга являются:
- примерные программы начального общего образования (позволяют определить отбор содержания образования);
- планируемые результаты начального общего образования (сформулированы результаты освоения учебных программ по отдельным предметами и результаты освоения УУД):
- оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (приведены примеры контрольно-измерительных материалов по предметам и комплексной оценке результатов на межпредметной основе)
Мониторинг предполагает комплексный подход к оценке качества образования.
Мониторинг – сбор → обработка → анализ → распространение информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах…
Цель – оценка и прогнозирование тенденций развития, принятие обоснованных управленческих решений по достижению качественного результата.
Особенностями системы оценки качества начального общего образования являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы, самооценка, наблюдения и др.
Отмеченные особенности оценивания определили выбор темы работы: "Мониторинг как основной механизм оценки качества начального общего образования".
Цель работы: представить созданную систему мониторинга и контроля качества образования на уровне начального общего образования в МАОУ СОШ №11.
Этапы мониторинга образовательных достижений учащихся 1-4 классов
МАОУ СОШ №11
Результаты |
Периодичность |
||
Личностные |
1 класс (сентябрь – октябрь) |
2-3 класс (рубеж) |
4 класс (апрель-май) |
Метапредметные |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД |
||
1 – 2 – 3 – 4 классы |
|||
Комплексная контрольная работа (апрель) |
|||
Предметные |
Третья неделя сентябрь |
Третья неделя декабря |
Апрель - май |
Мониторинг образовательных достижений осуществляется на педагогическом и административном уровнях. Важно всем понимать суть мониторинга и ответить на следующие вопросы. Что оцениваем? Для чего? Как? Где фиксируем результаты?
Модель мониторинга образовательных достижений учащихся 1-4 классов
МАОУ СОШ №11
|
Педагогический уровень |
Административный уровень |
Функции |
- выделять группы уч-ся с высокими и низкими показателями; - анализировать и проводить коррекцию выявленных результатов; - отследить динамику индивидуальных результатов; -… |
- общий анализ по классам, параллелям; - анализ результатов и рекомендации по их коррекции; - определение общей динамики; - …
|
Инструменты |
наблюдение, анкетирование, тестирование, к/р, ККР, тематические пр/р, проектная деятельность … |
административные к/р, ККР, тематические «срезы знаний», проектная деятельность, результаты олимпиад, дистанционных игр-конкурсов, защита Портфолио ученика начальной школы, периодические отчеты,… |
Фиксация результатов |
индивидуальные оценочные листы, дневники наблюдений, экран участия и достижений уч-ся во внеурочной деятельности, портфолио, классный журнал, ЭДиЭЖ, «итоговый оценочный лист» - приложение к личному делу в конце каждого учебного года |
аналитические справки, периодические отчеты, публичное обсуждение, презентация результатов и предложений по коррекции проблем |
Для достижения объективности в МАОУ СОШ №11 используются различные варианты анализа по данным мониторинга, например:
- сравнительный анализ отметок за полугодие по отдельным предметам с результатами полугодовых административных к/р по этим же предметам;
- соотношение качества обученности по математике и русскому языку по итогам учебного года с результатами муниципальных ДКР по этим же предметам;
- активность и результативность участия в дистанционных интеллектуальных играх-конкурсах;
Мониторинг качества образования на уровне начального общего образования в МАОУ СОШ №11 представляет сущностную, разностороннюю, системную и потому обладающую достаточной прогностической силой информацию, так как разработана и внедрена единая система мониторинга и контроля качества образования, включающая в себя объективную систему учебных достижений обучающихся.
Не смотря на сформировавшуюся систему мониторинга оценки качества начального общего образования, есть проблемы, решение которых мы видим в следующем:
Проблема |
Пути решения |
Отсутствие информации о качестве образования на уровне города и области |
Ориентация на данные МСОКО и результаты муниципальных ДКР |
Инструментарий для определения уровня развития УУД не адаптирован для педагогической диагностики и требует больших временных затрат |
Переход на единые стандартизированные КИМы |
Где фиксировать результаты уровней развития УУД? |
В МАОУ СОШ №11 принят «Итоговый оценочный лист» - приложение к личному делу учащегося |
«Нужно продолжить формирование единой общероссийской системы оценки качества образования – это один из ведущих приоритетов национальной образовательной политики» В.В. Путин