+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мониторинг как механизм оценки качества начального общего образования

Автор: Петракова Ирина Васильевна

 

Мониторинг как механизм оценки качества начального общего образования.

 

 

 

 (Североуральск, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11, И.В. Петракова учитель начальных классов)

 

 

 

 

 

             В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в МАОУ СОШ №11 разработана система оценки, ориентированная на оценку качества образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников  начального общего образования.

 

 

 

            Методической основой для осуществления мониторинга являются:

 

  • примерные программы начального общего образования  (позволяют определить отбор содержания образования);
  • планируемые результаты начального общего образования (сформулированы результаты освоения учебных программ по отдельным предметами и результаты освоения УУД):
  • оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (приведены примеры контрольно-измерительных материалов по предметам и комплексной оценке результатов на межпредметной основе)

 

 

 

Мониторинг предполагает комплексный подход к оценке качества образования.

 

 

 

Мониторинг – сбор → обработка → анализ → распространение информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах…

 

 

 

Цель – оценка и прогнозирование тенденций развития, принятие обоснованных управленческих решений по достижению качественного результата.

 

 

 

Особенностями системы оценки качества начального общего образования являются:

 

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы, самооценка, наблюдения и др.

 

           Отмеченные особенности оценивания определили выбор темы работы: "Мониторинг  как основной механизм оценки качества начального общего образования".

 

Цель работы: представить созданную систему мониторинга и контроля качества образования  на уровне начального общего образования в МАОУ СОШ №11.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы мониторинга образовательных достижений учащихся 1-4 классов

 

 МАОУ СОШ №11

 

Результаты

Периодичность

Личностные

1 класс (сентябрь – октябрь)

2-3 класс (рубеж)

4 класс (апрель-май)

Метапредметные

Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД

1 – 2 – 3 – 4 классы

Комплексная  контрольная  работа (апрель)

Предметные

Третья неделя сентябрь

Третья неделя декабря

Апрель - май

 

 

 

Мониторинг образовательных достижений осуществляется на педагогическом и административном уровнях. Важно всем понимать суть  мониторинга и ответить на следующие вопросы. Что оцениваем?  Для чего?  Как?  Где фиксируем результаты?

 

 

 

Модель мониторинга образовательных достижений учащихся 1-4 классов

 

МАОУ СОШ №11

 

 

Педагогический уровень

Административный уровень

Функции

- выделять группы уч-ся с высокими и низкими показателями;

- анализировать  и проводить коррекцию выявленных результатов;

- отследить динамику индивидуальных результатов;

-…

- общий анализ по классам, параллелям;

- анализ результатов и рекомендации по их коррекции;

- определение общей динамики;

- …

 

Инструменты

наблюдение, анкетирование, тестирование, к/р, ККР, тематические пр/р, проектная деятельность …

административные к/р, ККР, тематические «срезы знаний», проектная деятельность, результаты олимпиад, дистанционных игр-конкурсов, защита Портфолио ученика начальной школы, периодические отчеты,…

Фиксация результатов

индивидуальные оценочные листы,

дневники наблюдений,

экран участия и достижений уч-ся во внеурочной деятельности,

портфолио, классный журнал, ЭДиЭЖ, «итоговый оценочный лист» - приложение к личному делу в конце каждого учебного года

аналитические справки, периодические отчеты, публичное обсуждение, презентация результатов и предложений по коррекции проблем

 

 

 

Для достижения объективности в МАОУ СОШ №11 используются  различные варианты анализа по данным мониторинга, например:

 

- сравнительный анализ  отметок за полугодие по отдельным предметам с результатами полугодовых административных к/р  по этим же предметам;

 

- соотношение качества обученности по математике и русскому языку  по итогам учебного года с результатами муниципальных ДКР по этим же предметам;

 

- активность и результативность участия в дистанционных интеллектуальных играх-конкурсах;

 

 

 

Мониторинг качества образования на уровне начального общего образования в МАОУ СОШ №11 представляет сущностную, разностороннюю, системную и потому обладающую достаточной прогностической силой информацию, так как разработана и внедрена единая система мониторинга и контроля качества образования, включающая в себя объективную систему учебных достижений обучающихся.

 

           

 

Не смотря на сформировавшуюся систему мониторинга оценки качества начального общего образования, есть проблемы, решение которых мы видим в следующем:

 

 

 

Проблема

Пути решения

Отсутствие информации о качестве образования на уровне города и области

Ориентация на данные МСОКО и результаты муниципальных ДКР

Инструментарий для определения уровня развития УУД не адаптирован для педагогической диагностики и требует больших временных затрат

Переход на единые стандартизированные КИМы

Где фиксировать результаты уровней развития УУД?

В МАОУ СОШ №11 принят «Итоговый оценочный лист» - приложение к личному делу учащегося

 

 

 

            «Нужно продолжить формирование единой общероссийской системы оценки качества образования – это один из ведущих приоритетов национальной образовательной политики»       В.В. Путин