+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Обобщающий урок по произведениям Л. Н. Толстого в 4 классе

Автор: Штирц Светлана Эдгардтовна

Урок литературного чтения  в  4  классе

(УМК «Начальная  школа  21  века»; 

учебник «Литературное чтение: 4 класс», 

авторы-составители  Л.А.Ефросинина и М.И.Оморокова)

Тема:  Обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого»  на  основе  составления аннотаций  к  прочитанным  произведениям

Урок рефлексии

Цели  общие:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

·         Мотивационный этап.

·         Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

·         Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

·         Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

·         Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

·         Обобщение выявленных затруднений.

·         Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

·         Включение в систему знаний и умений.

·         Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

 

1. Мотивационный этап

Слайд 1

- Кто изображён на картине  великого русского  художника  Ильи Репина?

- Что необычного  в  образе  Льва  Толстого? (стоит босиком, простая одежда, напоминающая крестьянскую)

- Почему это кажется необычным? (Толстой был графом, достаточно богатым человеком, имел своё поместье, крестьян)

- О чём может говорить его подражание крестьянскому образу? (о близости писателя к народу)

- Действительно Лев Николаевич Толстой очень уважительно относился к простым людям и их труду. Какое большое дело его жизни это подтверждает? (открыл школу для крестьянских ребятишек, сам преподавал в ней, его жена и старшие дети так же помогали Л.Н.;  написал  азбуку для детей)

***(портрет писателя на доске, годы жизни)

- Может быть, вы сможете вспомнить, какое важное событие в жизни крестьян царской России пришлось на период жизни и творчества писателя, которое было воспринято им, как справедливое по отношению к крестьянам? (отмена крепостного права 1861 год, 19 февраля)

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Слайд 2

- Возможно ли по иллюстрациям, приведенным  на  данном слайде  определить тему нашего урока? (Творчество Л.Н.Толстого, его произведения для детей)

- На предыдущих уроках мы познакомились с данными произведениями, работали над содержанием, определяли тему и идею, расширяли свой словарный запас, совершенствовали навык чтения. Скажите, вам понравились эти произведения? Чем?

- Когда нам что-то особенно нравится, мы рассказываем об этом окружающим?

- В форме чего можно выразить своё отношение к прочитанному? (в форме отзыва)

- Если нет возможности посмотреть или прочитать какое-либо произведение, что вы сделаете? (кратко перескажем содержание)

- А если вы хотите заинтересовать прочитанным? (составить аннотацию)

- Какова основная цель аннотации? (заинтересовать читателя, помочь в выборе)

- Итак, сегодня на уроке мы поставим  перед собой какую задачу? (составить аннотации к  произведениям Л.Н.Толстого) 

 

3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

- С чего начнём? (вспомним, что такое аннотация)

Слайд 3

- Что должно  присутствовать  в  аннотации? (карточки на доске, выбор необходимых)

Автор  Краткое  содержание  Жанр  Личное  отношение  Название Малоизвестные  термины   Герой (герои)     Экспозиция (пролог кратко)   Главный конфликт (проблема)    Интрига  Эпилог

(учащиеся  комментируют  свой  выбор)

4. Построение плана по разрешению возникших затруднений

(поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

-  Из  выбранных  элементов,  которые  должны  быть в аннотации,   составьте  примерный план, по  которому  вы  будете  составлять  аннотацию.  (учащиеся располагают  карточки  с  элементами  аннотации на  доске  в  нужной  последовательности)

 

Слайд 4

- Краткий план у нас готов. Легко ли будет по нему составить аннотацию?

- Опираясь на данный план, давайте запишем для себя подсказки.

·        Автор (записать на доске)

·        Название (записать на доске)

·        Жанр (карточки под названиями)

- Чтобы написать аннотацию, надо хорошо знать содержание самого произведения. Вам будут предложены задания, вы должны записать на листочках № правильного ответа или слово-ответ (работа в парах); проверка сразу (выводится на слайде)

Слайды 5.6.7.8.9.10.

5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы

- Итак, всё, что необходимо для составления грамотной аннотации мы повторили. Теперь ваша задача – составить аннотацию к произведению Л.Н Толстого. Вы будете работать в группах. Так как мы познакомились с шестью произведениями Толстого, то нам надо составить шесть аннотаций. (класс делится на шесть групп)

- Прежде, чем вы приступите к работе, мне бы хотелось напомнить вам об ошибках, которые часто встречались у нас, когда мы учились составлять аннотации

Слайд 11.

- Прочитайте текст и скажите, можно ли его назвать аннотацией к произведению?

  Мне очень понравился рассказ Мамина-Сибиряка "Вертел". Мне очень стало жалко мальчика Прошку. Ведь он был сирота у него не было ни мамы ни папы. С маленького возраста Прошка трудился в мастерской, чтобы заработать на еду. С ним рассчитывался хозяин обедом. Прошка всё время думал о еде. Он был очень худой и ослабленный. Ему приходилось с утра до вечера крутить колесо, дышать пылью и жить в грязи. Ему было 12 лет , а он выглядел на 9 лет. В мастерской он познакомился с барыней Анной Ивановной, которая пожалела Прошку, накормила его и одела. Предложила ему занятия по воскресеньям.  Очень жалко Прошку  потому что он ни чего в своей жизни хорошего не видел, а только работу от которой он  заболел и умер. Даже когда он лежал он не хотел покидать свою мастерскую. 

- Какие  ошибки  допустил  автор данного  текста? (личное отношение, речь от первого лица, передано краткое содержание, отсутствие интриги и т.д.)

 

6.  Осуществление самостоятельной работы и самопроверки

Работа в группах.

- Повторим правила работы в группах.  Слайд 12

(учащиеся работают в группах)

После  выполнения работ, учащиеся зачитывают получившиеся аннотации (при необходимости корректируют свои работы)

 

 

7. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии

 

- Интересно ли вам сегодня было на уроке?  Что было легко, а что трудно?

 

8.  Домашнее задание (в форме аннотации)

  -    Лев Николаевич Толстой один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Но и этот взрослый мудрый человек когда-то был ребёнком. Он, так же как и все дети, любил играть.  Особенно любимой игрой Льва и его братьев была игра в Муравейное братство, а участники этой игры становились муравейными братьями. Хочешь узнать, что это за игра и какую тайну хранили муравейные братья? Что надо сделать для того, чтобы исполнилось твоё желание? Прочитай отрывок из воспоминаний Л.Н. Толстого в Хрестоматии на с.308-310.