Школьная форма. "За" и "Против
Автор: Коршунова Ирина Александровна
Школьной формы, обязательной для все-всех-всех, уже нет много лет, а споры о ней продолжаются. Нужна она? Не нужна? А если бы появилась, то какой бы могла быть? На самом-то деле форменная одежда живет и сейчас во многих школах и гимназиях. Это их выбор. А вообще-то зачем нужна школьная форма? По мнению психологов, она сглаживает социальное неравенство учеников ( нет слишком заметных внешних различий между ребятами из менее и более обеспеченных семей), дисциплинирует, настраивает на учебу
Школьной формы, обязательной для все-всех-всех, уже нет много лет, а споры о ней продолжаются. Нужна она? Не нужна? А если бы появилась, то какой бы могла быть? На самом-то деле форменная одежда живет и сейчас во многих школах и гимназиях. Это их выбор.
А вообще-то зачем нужна школьная форма? По мнению психологов, она сглаживает социальное неравенство учеников ( нет слишком заметных внешних различий между ребятами из менее и более обеспеченных семей), дисциплинирует, настраивает на учебу. Единая форма помогает укрепиться чувству общности со своим классом и школой: «Мы – одна команда! Нас с другими ребятами не перепутаешь». А модельеры (да и многие другие взрослые) считают, что продуманная, качественная во всех отношениях школьная одежда может еще и хороший вкус воспитать.
Форменная одежда какого цвета завоевывает сейчас больше всего симпатий? Лидеры – темно-синий, бордо и зеленый, а еще – серый цвет, мягкий бежевый оттенок. По-прежнему в моде клетка, где сочетаются 2 -3 приглушенных тона. Но на пятки наступают однотонные ткани, которые сейчас все еще чаще используют и для школьных юбочек.
Школьная форма возвращается
В настоящее время в России все еще ведутся споры о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает ребенка индивидуальности и мешает формированию полноценной личности. Согласно Федеральному закону «Об образовании», школьная форма не является обязательной в РФ. Решение этого вопроса относится к компетенции Совета школы и ее администрации. В этой связи интересно обратиться к истории школьной формы в нашей стране и за рубежом, а также познакомиться с ее современными фасонами. Школьная форма появилась в Великобритании еще в 16 в. и существует там до сих пор. Конечно, она претерпела существенные изменения, но по-прежнему приблежена к классическому стилю. Современные английские ученые одеты в блейзеры со школьным значком на нагрудном кармане, брюки или юбки, обязательным элементом школьной формы является кожаный ранец. Могут быть шарфы и кепки определенного цвета. В какой-то степени эта форма является отголоском прошлого. В Австралии дети ходят на занятия в джинсах и футболках. Во Франции школьная форма напоминает лабораторный халат, имеет в каждом классе свой цвет и выдается бесплатно. В Америке ее носят ученики престижных частных учебных заведений для детей обеспеченных родителей. В Японии школьная форма считается образцом подростковой моды, потому что учебные заведения приглашают к сотрудничеству лучших модельеров, создающих эффективные современные модели для мальчиков и девочек. Школьная форма в России появилась в 1834 г., когда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Сначала форма была введена для мальчиков, и лишь в 1896 г. утвердили положение о гимназической форме для девочек. С тех пор школьную форму неоднократно изменяли, отменяли и вводили снова. Костюм гимназиста был сословным признаком, потому что посещали гимназии лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма напоминала военный мундир: неизменные фуражки, гимнастерки и шинели, отличавшиеся только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Фуражки обычно были светло-синими с белым кантом и черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалась мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем и серебряной пряжкой, и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма – темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Девочкам предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Все изменилось с пришествием власти большевиков: исчезли гимназии, лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 г. декрет «О единой школе» отменил ее, признав наследием царско-полицейского режима. Однако в 1949г. в СССР была введена единая школьная форма. Мальчиков одели в серые гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами, с клапанами на груди, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. В 1962г. мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась прежней. В 1973г. произошло очередное изменение школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков – украшенный эмблемой синий костюм из полушерстяной ткани с двумя карманами. Позднее изменения коснулись и одежды для девочек: старшеклассницы сменили платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988г. некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы, а в 1992г. ее и вовсе отменили в школах РФ в знак того, что в стране полностью побелила демократия. И вот уже 15 лет во многих российских школах обходятся без форменной одежды. Ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной. Однако оказалось, что такая свобода имеет свои минусы. У родителей появилась новая головная боль, так как возросли требования детей к одежде для школы. Ученики хотят одеваться в соответствии с модой. Кроме того, ходить всю неделю в школу в одном и том же костюме стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. При этом дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются кто во что хочет, а это иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично. Свободная форма одежды в школе, по мнению многих, подчеркивает социальное неравенство и расслоение детского коллектива на бедных и богатых. Поэтому не случайно в течение двух последних лет в нашей стране изучалась возможность перехода на школьную форму. В связи с этим проводились опросы учащихся, родителей и педагогов. Что же они думают по этому поводу? Существуют очень разные и даже полярные мнения о необходимости введения школьной формы. Подавляющее большинство учителей убеждены в том, что школьная форма необходима, потому что это традиционная одежда для учебных заведений России. Она дисциплинирует, соответствует роду занятий школьников, повышает уровень мотивации к учебе, определяет стиль поведения. За введение школьной формы выступают и врачи. По их мнению, форма как деловой стиль одежды способствует меньшему раздражению нервной системы за счет сдержанности цветового решения и строгости фасона, что повышает концентрацию внимания школьников и приводит к их меньшей утомляемости. Нельзя, забывать и о зрении учащихся, которое подвергается в школе очень большой нагрузке. Разноцветная, пестрая одежда усиливает напряжение из-за многообразия ярких красок, что повышает утомляемость и резко снижает работоспособность учеников. Мнения психологов разделились. Некоторые из них считают, что школьная форма приводит к потере индивидуальности и может вызвать чувство неуверенности и снижение самооценки. Другие, наоборот, уверены, что форма снижает уровень тревожности, обусловленный заниженной самооценкой, улучшает эмоциональное самочувствие школьника и способствует решению проблемы конкуренции и первенства среди сверстников по критерию «лучшей одежды», так как исчезает возможность эпатажа окружающих нестандартной, иногда вызывающей одеждой. Отношение родителей к форме также неоднозначно. Но большинство мам и пап склоняются к мысли о необходимости введения школьной формы. При этом хотят, чтобы одежда для школы была недорогой, практичной, современной и нравилась детям. Ведущий модельер нашей страны Вячеслав Зайцев убежден, что школьная форма должна вернуться, так как детям с детства нужно привыкать к тому, что «костюм – это нечто большее, чем просто одежда – это средство коммуникации»
К этому можно добавить: школьная форма, созданная профессионалами, может помочь формированию личности ребенка, так как способствует развитию хорошего вкуса, стиля, чувства меры. А учитывая современные тенденции развития общества, можно утверждать, что школьная форма подготавливает учеников к выполнению дресс-кода в будущем и является началом формирования корпоративной культуры.