+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Урок русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном

Автор: Павлова Аксиния Николаевна

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма работы:

 работа в парах: индивидуальная.

Ресурсы:

УМК «Школа России». Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. В 2ч. Ч.2 /В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2023;

Компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: карточки;

Планируемые результаты:

Предметные:

-устанавливать наличие в им. прилагательном безударного падежного окончания;

-обосновывать написание безударного падежного окончания;

-контролировать  правильность написания имён прилагательных с безударным падежным окончанием.

-правильно употреблять термины и понятия по теме;

-иметь представление о роли имён прилагательных в нашей речи;

-знать отличительные признаки имени прилагательного;

-уметь определять род, число, падеж имени прилагательного;

-уметь проверять и обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-принимать и осуществлять решение учебной задачи урока под руководством учителя;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные УУД:

-формулировать познавательную цель урока;

-анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-слушать собеседника и вести диалог;

-строить правильное монологическое высказывание,

-овладевать способами взаимодействия со сверстниками.

Личностные:

-осознавать значимость изучения предмета;

-осознавать ответственность за получение знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Приступаем к работе. А девиз у нас какой? («Всё, что надо, под рукой»).

-Запишите число, классная работа.

  1. Тема урока. (Записана на доске).

Сообщается цель урока.  Дети определяют задачи.

- Сегодня  у нас важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени прилагательном, сейчас  нам предстоит обобщить полученные знания. Вы покажете, как научились определять род, число, падеж имен прилагательных, правильно писать безударные падежные окончания.

- За ответы вы будете получать на свою визитную карточку жетон.

- Прочитайте запись на доске. (« Вместе – служба, вместе – дружба».)

- О каких частях речи это высказывание? Почему?

- Что такое имя прилагательное?

  1. Проверка домашнего задания.

- Какое задание выполняли дома? (Описывали домашнее животное.)

- Хорошо!

- Сейчас один ученик опишет животное, остальные по признакам догадаться о ком идёт речь.

- У кого есть домашнее животное? Как заботитесь о нём?

- Молодцы! Вы – верные друзья!

  1. Чистописание.

- Что надо знать, чтобы определить род, число , падеж имени прилагательного?

- Я продиктую словосочетания, вы каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв, запишите окончания имён прилагательных.

Верные друзья, доброе сердце, заботливая девочка, хорошее дело, чуткий человек. (Как понимаете? Подберите синоним).

- А теперь отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

-Составьте словосочетание со словом белка. Запишите, проговаривая орфографически.  Определите род и число.

ж.р, ед.ч

(белка (какая?) рыжая)

-Записать во множественном числе

(белки (какие?) рыжие)

-Можем определить род во множественном числе? Почему?

- Кроме леса, где ещё можно встретить белку? Как заботятся о ней люди?

- Составьте предложение со словосочетанием рыжая белка.

Рыжая белка живёт в лесу.

-Запишите самостоятельно. Определите род, число, падеж им. прилагательного. (Взаимоконтроль).

- Правильно товарищ записал? (Дети показывают светофор).

           Письмо под диктовку.  Ребята сделали для маленькой птички  кормушку. Они рассыпали на него мелкие  семена, зерна. Птичка радостно клюет  вкусную еду.

 азбор предложения по членам)

           - Каким членом предложения является имя прилагательное?

- Проконтролируйте себя. Прочитайте орфографически.

а) - Орфограммы в словах:

радостно

ребята

вкусную

- Как определить падеж имени прилагательного?

б) - Подчеркните имена прилагательные, определите падеж.

( Контроль – ученик читает словосочетание (имя прилагательное с существительным) – дети показывают падеж на «Орфографических часах»).

в) - Подберите антоним к прилагательному маленькой.

г)  -  Разобрать по составу прилагательное вкусную (светофор).

д) - Подобрать к (заданной) схеме слово из этого текста.

-  К какой части речи относится это слово?

- Молодцы!

Словарная работа.

- Посмотрите на  слайды с изображением предметов. Вы должны составить словосочетания и записать  в заданном падеже.

- Как надо поступить, чтобы правильно написать окончание имён прилагательных?

а) медведь (по размеру  Р.п.

    олень (по движению)    В. п.

   лисичка (по характеру)   Д. п.

    снежок  (по цвету)          Т. п.

   елочка (по наряду)          П.п.

 

Физкультурная минутка.

 

Дружно хором повторяем.

«Какой? Какая? И какое?»,-

Мы вопросы эти знаем.

И на них мы отвечаем:

«Какой?» - классный наш урок,

«Какая?» - классная доска,

«Какое?» - классное настроение

У меня, и у тебя

Прилагательные знаем,

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

Эти классные слова!»

 

  1. Творческая работа.

- Вместо точек вставьте названия животных. Запишите самостоятельно во множественном числе.  (Окончание прилагательных выделить.)

(Взаимоконтроль.)

голодный как… (волк)

хитрый как … (лиса)

трусливый как… (заяц)

- Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?

(Только по падежам.)

- Придумайте ситуацию, в которой могут быть использованы данные фразеологизмы.

(Мой щенок трусливый как заяц, он боится любого звука. Когда я прихожу из школы, то голодный как волк.)

- Запишите орфографически

Мой щенок трусливый как заяц.