+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Сочинение по картине К. Ф. Юона "Волшебница зима

Автор: Комровская Александра Владимировна

Тема урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

 

Задачи урока:

  • познакомить с  творчеством К.Ф.Юона;
  • учить рассматривать картину и осмысливать ее содержание;
  • формировать умение составлять текст сочинения, выбирать концовку сочинения;
  • развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.

Оборудование: 

  • Презентационный материал по содержанию урока.
  • Картина  К.Ф. Юона «Волшебница зима»
  • материал о жизни и творчестве К.Ф. Юона и его портрет.

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа (о художнике, о зиме)
2. Представление компьютерной презентации (подготовительная работа к написанию сочинения)
3. Письменная работа обучающихся.

                                                         Ход урока

1. Орг.момент.

2. Актуализация опорных моментов

- Ребята, сегодня мы будем учиться писать сочинение, работать над развитием речи. Сочинение связано с творчеством русского живописца Константина Федоровича Юона (на доске портрет художника).  Послушайте рассказ об этом художнике.

3. О художнике ( выступление учителя или хорошо подготовленного ученика)

Константин Федорович Юон—один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима». Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне».

Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».

3. Подготовительная работа обучающихся.

Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона «Волшебница зима». Обратите внимание, как он ласково называет зиму—волшебницей…

- Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают?  (гостья, волшебница, чародейка…)

- Вспомните строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму…

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)

 

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.  (Ф.Тютчев)

 

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.  (А.Фет)

 

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.   (И.Никитин)

 

4.Рассматривание картины.   

5. Беседа по содержанию картины.

- Каковы ваши первые впечатления от картины?  Какие чувства вызывает настроение картины?  (Радость, свежесть, праздник, очарование…)

– Перечислите то, что вы видите на картине.

(Окраина деревни, речка, по берегам деревья, наряженные снегом, мальчишки на коньках, дети играют в снежки, собаки радостно бегают)

– Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?

(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

– Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

– Что особенного вы заметили в изображении среднего плана картины?

(деревья очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне неба разных оттенков от розового до сиреневого.)

– Зима – это, прежде всего, снег.

– Как изображает снег художник?

(Белый снег пушистым ковром устилает землю, он серебристый, синеватый. Снег украсил ветки деревьев. Он лежит на крышах домов.)

– И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима".

–Художник убеждает нас, что зима – волшебница, увеличивая размеры деревьев.

– Что еще создает образ волшебницы зимы?

(Деревья, стоящие в инее. Большие сугробы. Ковры из пушистого снега. Ощущаем свежий морозный воздух.)

– Что мы видим на заднем плане картины?

(Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)

– Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.

(Взмахнула зима широким рукавом и укрыла землю красивым белым полотном. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.)

– Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем деревьями? (Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать длинные тени).

– Какой иней? (мохнатый, сверкающий, блестящий).

– На что он похож? (на алмазы, на разноцветный бисер, на мелкие осколки зеркала, стекла).

Воздух (какой?) – прозрачный, легкий, чистый, пахнет снегом, свежий, морозный.

Солнце (какое?) – яркое.  Снег (какой?) серебристый, пушистый, белый.

Снег (что делает?) сверкает, играет, блестит, искрится, переливается.

– С чем можно сравнить снег?

Снег (как?) мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок, пуховое одеяло.

6. Составление плана.  

Примерный план:

1)     Волшебница-зима. (об авторе, о картине)

2)     Сказочные деревья.

3)     Зимние забавы.

4)     Мои чувства и настроение от картины.

 

7. Письменная работа учащихся над сочинениями.