Сочинение по картине К. Ф. Юона "Волшебница зима
Автор: Комровская Александра Владимировна
Тема урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»
Задачи урока:
- познакомить с творчеством К.Ф.Юона;
- учить рассматривать картину и осмысливать ее содержание;
- формировать умение составлять текст сочинения, выбирать концовку сочинения;
- развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.
Оборудование:
- Презентационный материал по содержанию урока.
- Картина К.Ф. Юона «Волшебница зима»
- материал о жизни и творчестве К.Ф. Юона и его портрет.
Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа (о художнике, о зиме)
2. Представление компьютерной презентации (подготовительная работа к написанию сочинения)
3. Письменная работа обучающихся.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Актуализация опорных моментов
- Ребята, сегодня мы будем учиться писать сочинение, работать над развитием речи. Сочинение связано с творчеством русского живописца Константина Федоровича Юона (на доске портрет художника). Послушайте рассказ об этом художнике.
3. О художнике ( выступление учителя или хорошо подготовленного ученика)
Константин Федорович Юон—один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима». Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне».
Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.
Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».
3. Подготовительная работа обучающихся.
Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона «Волшебница зима». Обратите внимание, как он ласково называет зиму—волшебницей…
- Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают? (гостья, волшебница, чародейка…)
- Вспомните строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму…
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты. (А.Фет)
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем. (И.Никитин)
4.Рассматривание картины.
5. Беседа по содержанию картины.
- Каковы ваши первые впечатления от картины? Какие чувства вызывает настроение картины? (Радость, свежесть, праздник, очарование…)
– Перечислите то, что вы видите на картине.
(Окраина деревни, речка, по берегам деревья, наряженные снегом, мальчишки на коньках, дети играют в снежки, собаки радостно бегают)
– Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?
(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)
– Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.
– Что особенного вы заметили в изображении среднего плана картины?
(деревья очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне неба разных оттенков от розового до сиреневого.)
– Зима – это, прежде всего, снег.
– Как изображает снег художник?
(Белый снег пушистым ковром устилает землю, он серебристый, синеватый. Снег украсил ветки деревьев. Он лежит на крышах домов.)
– И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима".
–Художник убеждает нас, что зима – волшебница, увеличивая размеры деревьев.
– Что еще создает образ волшебницы зимы?
(Деревья, стоящие в инее. Большие сугробы. Ковры из пушистого снега. Ощущаем свежий морозный воздух.)
– Что мы видим на заднем плане картины?
(Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)
– Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.
(Взмахнула зима широким рукавом и укрыла землю красивым белым полотном. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.)
– Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем деревьями? (Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать длинные тени).
– Какой иней? (мохнатый, сверкающий, блестящий).
– На что он похож? (на алмазы, на разноцветный бисер, на мелкие осколки зеркала, стекла).
Воздух (какой?) – прозрачный, легкий, чистый, пахнет снегом, свежий, морозный.
Солнце (какое?) – яркое. Снег (какой?) серебристый, пушистый, белый.
Снег (что делает?) сверкает, играет, блестит, искрится, переливается.
– С чем можно сравнить снег?
Снег (как?) мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок, пуховое одеяло.
6. Составление плана.
Примерный план:
1) Волшебница-зима. (об авторе, о картине)
2) Сказочные деревья.
3) Зимние забавы.
4) Мои чувства и настроение от картины.
7. Письменная работа учащихся над сочинениями.