+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проектно-исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе

Автор: Кашапова Ильзира Фаритовна

Добрый день, уважаемые коллеги! Перед вами выступает учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1 г. Азнакаево» РТ Кашапова И.Ф.

 Проектно-исследовательская деятельность учеников начального класса является первым шагом самореализации ребенка.

       В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы. В этот период развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоения системы научных знаний, развития научного и теоретического мышления.

Проектная деятельность школьников является творческой по своей сути. Учащихся к такой работе надо готовить. Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но  это возможно. В нашей школе учащиеся 1 Б класса под руководством классного руководителя Залиловой Алсу Мансуровной занимаются по рабочей тетради Султановой Гузель Мансуровны «Мои первые проекты».  Дети узнают, что такое проект, какие цели нужно вставить, чтобы достичь результата, какие задачи поставить. и т.д. Учатся искать и находить только ту информацию, которая нужна для проекта. И выделить самое главное, а потом усваивать ее. Учатся отделять главное от второстепенного. Учащиеся понимают,что в конце проекта они должны предъявить продукт своей деятельности. Продуктом проекта может быть все, что придумано и создано, сделано, изготовлено своими руками. Это поделка, стенгазета, фотоальбом, электронная презентация, журнал, игра, макет, открытка и т.д.

            Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в научно-практической конференции  «Открытие »,  и всегда занимают призовые места.

     В районе каждый год для 1-2 классов проводится марафон предметов «Калейдоскоп в начальной школе». Данный марафон проводится в апреле, в 2 –х номинациях- «Мы - защитники природы» для 1-х классов и «Знатоки природы» для 2-х классов. В прошлом учебном году ученики нашей школы  приняли активное участие. Ученик 1 класса Нуриев Айгиз занял 1 место, а ученик 2 класса Вальмиев Амир занял 2 место.

        Учащиеся нашей школы защищают свои проекты и в урочное время по предметам.  

         В 2021-2022 учебном году в рамках школьного кружка «Школьное лесничество», среди начальных классов был организован конкурс проектных работ из природных материалов, связанных с лесом. Каждый класс подготовил объемную поделку, конечно же, без помощи родителей не обошлось. Жюри в составе администрации школы и учителей старших классов, подвел итоги, победителям  и призерам были вручены дипломы, а  участники получили  Сертификаты.

      Также часто проводятся экскурсионные проекты. Программа обучения младших школьников насыщена  различными экскурсиями. Это хороший повод превратить экскурсию в детские проекты. Целью таких проектов может быть определение интересов и склонностей каждого ребенка, прежде чем строить экскурсию-проект надо детально ее спланировать. Перед детьми строятся конкретные вопросы и затем получают конкретные ответы. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут отзывы. Для малышей это могут быть и рисунки.

 

В заключении хочется отметить, опыт работы моей работы  показал, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах, но необходимо учитывать особенности деятельности младших школьников.

Таким образом, я вижу, что главным критерием проектно-исследовательской деятельности является ее эффективность и результативность.

 

    Спасибо за внимание!