Как вызвать интерес у учащихся младших классов на уроках русского языка
Автор: Годлевская Наталья Юрьевна
«Как вызвать интерес у учащихся младших классов на уроках русского языка»
Предметом интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный и хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы. Если падает интерес к русскому языку то, снижается грамотность, увеличивается косноязычие и умение правильно выразить свои мысли. Одним из путей проявления интереса к русскому языку у младшего школьника является использование учителями в учебной деятельности лингвистических игр, которые смогут развить качественные характеристики свойств внимания и вызвать интерес русскому языку как к учебному предмету. Есть много способов для того, чтобы сделать уроки русского языка более интересными и содержательными для самых маленьких школьников. О некоторых из них, я бы хотела рассказать: каждый урок русского языка является открытым пространством для работы со словами и текстом. Каждый раз, когда я опираюсь в работе на текст, тщательно подбираю в нем каждое слово, даже если это всего лишь одно предложение. Обращаю внимание на орфографию, содержание и смысл.
Важным инструментом в работе с современными детьми выступает цифровая техника. Мы все-таки живем в век электронных технологий, и дети очень любят свои гаджеты. Для разнообразия можно делать задания по русскому языку, даже не прикасаясь к тетрадке. Важно донести до детей мысль, что компьютеры можно и нужно использовать для полезной работы, а не только для игр и видео. Младшие школьники понимают далеко не все слова, которые может использовать учитель. Но дети всегда стесняются перед всем классом уточнить значение непонятного слова. Поэтому стоит после прочтения текста спрашивать детей: «В услышанном тексте были непонятные для вас слова?». Постоянно нужно проверять, правильно ли дети воспринимают значение сложных слов, потому что они часто склонны путать истинные значения слов. Перед механическими упражнениями, где детям нужно, например, выписать все глаголы из текста, попробуйте обсудить общий смысл этого текста. Какие в нем герои? Что они делают или что с ними происходит? Таким образом предложения оживут, а значит и работать с ними будет интереснее. Научите детей ставить вопросы к тексту. На уроках русского языка тексты обычно не большие, поэтому к ним проще придумать вопрос и ответить на него. Пусть одни ученики придумывают вопросы, а другие на них отвечают. При этом стоит отметить, что ответы могут находиться в самом тексте, а иногда могут выходить за его рамки. Тут детям придется включать фантазию и воображение. Делаю упор на творческие задания, которые развивают детскую фантазию. Предлагаю ученикам продолжить историю, или придумать свою по образцу. При этом можно обращаться к жизненному опыту детей, ведь всегда интересней описывать что-то реальное, добавляя к этому живые эмоции. Смотрю дальше программных учебников. Сегодня есть множество отличных современных авторов, чьи книги могут стать уместной иллюстрацией самых разных тем. Можно использовать как прозу, так и поэзию. Стихи вообще могут стать хорошей основной для начала обсуждений, причем среди младших с более взрослых учеников. Из авторов можно посоветовать Татьяну Крюкову, Светлану Лавровую или Татьяну Рик. Применяйте чувство юмора! Шутки – это самый верный способ поднять настроение и избавиться от скуки. Также не забываю о словах поддержки и поощрения, которые лучше использовать вместо слов порицания. Даю детям возможности для выражения своих мыслей, чувств, эмоций, желаний и стремлений. Тогда на уроке русского языка удастся создать действительно доброжелательную атмосферу, где дети улыбаются и параллельно обучаются.