Развитие памяти младших школьников
Автор: Пахомова Оксана Сергеевна
Психофизиологические основы памяти детей младшего школьного возраста.
Память сложный психический процесс.
состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Знания и умения, навыки и действия человека являются следствием способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память воздает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями вышей нервной деятельности и воспитания. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти. Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Теперь ребенок должен многое запоминать. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала.
К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно
и нередко оказываются непродуктивными.
Проблемой развития памяти занимались психологи П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев П. И. Зинченко и А. А. Смирнова, И.П. Павлов, Г. Эббингауз. В экспериментах Выготского А.Н. и Леонтьева А.Н. была доказана гипотеза об интериоризации мнемических средств, первоначально имеющих материальную форму и привлекаемых в процессе общения взрослого и ребенка.