+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие памяти младших школьников

Автор: Пахомова Оксана Сергеевна

Краткое описание работы
Психофизиологические основы памяти детей младшего школьного возраста.

Память сложный психический процесс.

состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима чело­веку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Знания и умения, навыки и действия человека являются следствием способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память воздает, сохраняет и  обогащает  наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Память зависит  от различных сторон личности: уровня ее развития  волевой, эмоциональной  и интеллектуальной  сфер.

Индивидуальные различия памяти могут  быть обусловлены  и врожденными особенностями вышей нервной деятельности  и воспитания. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти. Уровни  развития  памяти в значительной мере зависят от возраста человека.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Теперь ребенок должен многое запоминать. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к  учебе и школе. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено  в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала.

К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно

и нередко оказываются непродуктивными.

Проблемой развития памяти занимались  психологи  П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев  П. И. Зинченко и А. А. Смирнова, И.П. Павлов,  Г. Эббингауз. В экспериментах Выготского А.Н.  и Леонтьева  А.Н. была доказана гипотеза об интериоризации мнемических средств, первоначально имеющих материальную форму и привлекаемых в процессе общения взрослого и ребенка.