+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Классный час о дружбе

Автор: Кузяева Елена Владимировна

КЛАССНЫЙ ЧАС «ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ»

1 класс

Цель: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг, создать условия для формирования дружного коллектива класса и успешного протекания процессов самопознания и саморазвития личности учащихся.  

Оборудование: словарь Ожегова, карточки с пословицами, разрезные буквы, цветные листы, клубок ниток, презентация.

 

Дети разделились на группы по интересам.

1.     Актуализация знаний учащихся.

Ребята, на столах у вас лежат карточки. Слово рассыпалось, его надо собрать.

Дети составляют из разрезных букв слово «дружба»./

- Какое слово у вас получилось?

- Что вам помогло быстро выполнить данное задание? /Ответы детей./

Звучит аудиозапись песни о дружбе.

- Ребята вы собрали слово, послушали песню, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? -Действительно о дружбе.

2. Целеполагание.

- Скажите, что нового вы должны сегодня узнать, чему должны научиться? /Ответы детей/

- Сегодня мы будем обсуждать серьёзные вопросы.

- Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы детей)

- Кто такой друг? (ответы)

- Что значит дружить? (ответы)

- Хорошо ли быть без друзей? (ответы)

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу? Берут листочки бумаги.

Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, теплым, светлым, с улыбкой. - В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

3. А вот как понимает слово «Дружба» ваш ровесник.

Ученица читает стихотворение «Дружба»

Дружба – это тёплый ветер, 

Дружба – это светлый мир, 

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье, 

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна. 

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

О дружбе размышляли во все времена, о ней излагали свои мысли поэты, писатели, ученые, философы. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

4. Игра «Собери пословицу».

- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши. 

Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждой группы на карточке написана только половина пословицы, вы должны подумать и назвать другую половину.

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Старый друг лучше новых двух

А какие пословицы и поговорки вы знаете? (Домашнее задание)

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Доброе братство дороже всякого богатства.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.

Друга на деньги не купишь.

5. Работа над понятием «настоящий друг».

Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

- А кого называют настоящими друзьями? (ответы детей)

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?

Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

6.Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия.

– С чего начинается дружба?

… С голубого ручейка

Начинается река,

Ну а дружба начинается… (доскажите словечко) с улыбки.(Звучит песня «Улыбка»)

Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.

– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

Физминутка 

Раз, два, три, четыре...

Встаньте в круг, друзья, пошире.

Ножки вместе, ручки вбок,

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять.

Громко скажем: «Здравствуй, друг,

Приходи в наш общий круг!»

Улыбнемся веселей,

Стали мы еще дружней!

7. Продолжить предложение «Друг-это...»

- Кого или что можно назвать другом?

- Друг – это интересная книга, которую читаешь.

- Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.

- Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

- Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.

Учитель:

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

- Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть? А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой?

Ученик читает стихотворение «Мой друг»

У него вагон достоинств,

Недостатков нет почти,

Ничего ему не стоит

Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,

Он сильный, а не слабый,

О нём я толстую тетрадь

Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,

Не боится проиграть,

«Очень быстро он умнеет!» –

Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,

Дал котёнку молоко.

Он умеет извиниться,

Это тоже нелегко!

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.А для чего нужны друзья?(ответы детей)

Дети читают стихотворение.

Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живём на свете

Для хороших славных дел.

-Ребята, главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?

8.Викторина «Кто с кем дружит?»

Зелёный крокодил Гена и …Чебурашка.

Доверчивый Буратино и …Мальвина.

Смешной мишка Винни-Пух и …Пятачок.

Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали.

(Кот, петух, пес, осел)

Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

Карлсон бухнулся в кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон ответил: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье).

– А теперь, давайте приоткроем дверь одного из класса.

9. Сценка (1 группа)

Учитель: Кто кого обидел первым?

1-й мальчик: Он меня!

2-й мальчик: Нет, он меня!

Учитель: Кто кого ударил первым?

1-й мальчик: Он меня!

2-й мальчик: Нет, он меня!

Учитель: Вы же раньше так дружили!

1-й мальчик: Я дружил.

2-й мальчик: И я дружил.

Учитель: Что же вы не поделили?

1-й мальчик: Я забыл.

2-й мальчик: И я забыл.

Учитель: Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись!

«Жадина» (2 группа)

Кто держит конфету свою в кулаке, 

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке 

Кто выйдя во двор, никому из соседей 

Не даст покататься на велосипеде, 

Кто мелом, резинкой, любою безделицей 

В классе ни с кем никогда не поделится? 

Имя тому подходящей дадено 

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу – 

С жадными я никогда не дружу.

- Хорошо быть жадным? Надо делиться с одноклассниками, помогать в трудную минуту.

Учитель: Конечно, и в нашем классе бывают ссоры и жалобы, но я надеюсь, что их станет намного меньше. Наш класс должен быть дружным, таким, как в стихотворении «Наш класс».

«Дружба крепкая» (3 группа)

Дружба крепкая у нас,

Ей гордится весь наш класс.

Вместе учимся, играем,

Веселимся, отдыхаем.

Ну, а если у кого-то

Приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины,

Мы поможем вам всегда.

Если радость у кого-то,

Вместе радуемся мы,

Потому что в нашем классе

Все заботливы, дружны.

10. «Правила дружбы».

Учитель. Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы. Предлагаю каждой группе на листочках прочитать правила, законы дружбы. Подумайте, какие из этих правил вы уже выполняете, а каким вам нужно научиться?

Законы дружбы:

·          доверять другу;

·          делиться новостями, успехами или неудачами;

·          уметь хранить чужие тайны;

·          радоваться вместе с другом его успехам;

·          предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

·          стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;

·          защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);

·          не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

·          уважать право иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);

·          всегда выполнять свои обещания.

Учитель: Соберите цветок дружбы(дети прикрепляют на доску лепестки с определениями)

Звучит фонограмма песни «Настоящий друг»

(сл. М. Пляцковского, муз. Б.Савельева).

Учитель:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

11. Упражнение «Клубочек» Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.

12.Подведение итогов (рефлексия) 

- Почему «дружба» такое замечательное слово?