+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Роль и значение русских народных игр в воспитании детей младшего школьного возраста

Автор: Байдина Людмила Григорьевна

Роль и значение   русских народных игр в воспитании

 детей младшего школьного возраста

 

"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"

 

К.Д. Ушинский

 

 

          В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья детей. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение и нервную систему детей.
 Я считаю, что именно народные игры позволяют педагогу изменить настроение детей, переключить их внимание, снять переутомление и психологическое напряжение. Русские народные игры имеют многолетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они приучают детей преодолевать трудности, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах.  С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в обществе, оттачивались представления о добре и зле, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивалось чувство товарищества, взаимопомощи, уважения к сопернику. Игра, кроме того, позволяла тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость,  равновесие, умение ориентироваться в пространстве, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке - умение петь, плясать, рассказывать сказки, былички, имитировать поведение животных, птиц. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что подвижных игр дети знают очень мало, особенно народных. Ведь русские народные игры очень разнообразны.

 

1.     Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. 1 группа игр:. «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка» , «Зайцы в огороде» , «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки» , «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Волк во рву».

2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость. 2 группа игр: «Дедушка-рожок», «Домики», "Заря" «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Шишки, желуди, орехи.»

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.
3 группа игр: «Лапта», «Бой петухов», «Городки», «Перетягивание каната», «Защита укрепления», «Бои на бревне»..
         А как появились детские считалки? Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. В настоящее время детские считалки это распределение ролей и установление очередности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.
  Детские считалки представляют собой краткие зарифмованные стишки, цель которых – определение ведущего игры. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая. Можно сказать, что детские считалки выполняют важную функцию в воспитании ребёнка: они вырабатывают в его характере такие качества, как чувство товарищества и честность. Разучивая с детьми различные считалки, Вы тренируете их память ...Считалки являются наиболее простым способом вовлечь ребёнка в игру и привлечь его внимание.


         Сначала дети знакомятся с пальчиковыми народными играми, которые прекрасно развивают мелкую моторику. К ним относятся, например, такие игры, как: «Кисель», «Соколок», «Банька», «Замок», «Пастушок», «Колечки» и т.д.

      Какие же движения совершают дети  во время игры?

-потирание ладоней,

-поглаживание кистей рук,

-шевеление пальчиками,

-разведение и сведение пальцев,

-сжимание и разжимание кулачков,

-вращение кистей и кулачков.

 

      При этом дети не только выполняют определенные действия, но и одновременно учатся проговаривать нужный текст,  развивая, таким образом, согласованность движений обеих рук и слов. Занятия пальчиковыми играми требуют от  ребенка внимания, сосредоточенности и терпения, умения сдерживаться именно тогда, когда это необходимо.  Кроме того, их выполнение стимулирует фантазию ребенка, способствует проявлению его творческих способностей, развивает образное мышление, воображение, улучшает память, развивает координацию движений, учит понимать возможность бессловесного общения, учит управлять своим телом, устраняет эмоциональное напряжение.   

 

Я провожу русские народные игры непосредственно   во внеурочной деятельности, и могу сделать вывод что русские народные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от негативных эмоций.
Благодаря знакомству с русскими народными играм, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.