+7 (3522) 45-16-11

kon@ucnh.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Система работы учителя с учащимися по формированию умений выполнять работы нового формата

Автор: Фетисова Елена Владимировна

 

Е.В.Фетисова, учитель начальных классов,

МОУ «Каслинская СОШ № 24», г. Касли, Челябинская область

 

 

Система работы учителя с учащимися по формированию умений выполнять работы нового формата.

 

                 Современное образование России развивается в условиях реализации требований Федерального государственного Образовательного стандарта, где особое значение отводится инновационному подходу к системе оценки достижений предметных планируемых результатов обучения школьников. Инновационность заключается в том, что система оценки достижений предметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы включает в себя следующие компоненты:

- внешнюю оценку достижения предметных результатов, которая осуществляется внешними по отношению к образовательной организации службами муниципального, регионального или всероссийского уровня;

- внутреннюю оценку предметных результатов, которая осуществляется педагогами и администрацией образовательной организации;

-самостоятельную оценку ребёнком результатов своей деятельности по освоению  изучаемых предметов.

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является качество образования.

 «Качество – вещь забавная. Все о нём говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества»

 Дж.Харрингтон

     В связи с этим , актуальной является задача построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, направленной на обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержки введения ФГОС  за счет предоставления  образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Результаты, полученные в ходе проведения внешней оценки достижения обучающихся, дают основание для прогнозирования направлений развития  образования России в ближайшей и отдалённой перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения. 

Наиболее эффективно такая задача может быть решена путём проведения регулярных оценочных процедур. ……………

В 2015-2016  учебном году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по поручению Министерства образования и науки РФ начала проведение новой процедуры оценки качества образования ВПР, которые  уже проводятся ежегодно в российских школах ( со 2 класса).

Принимай с благодарностью все, что тебе посылается.

Тебе дается то, что необходимо.

 

   Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно.

 В нашей школе учатся обычные дети, работаем мы по программе «Школа России», которую очень часто называют неперспективной, но наши ученики с честью выдержали это первое взрослое испытание, показав, насколько выпускники начальной школы готовы к обучению в среднем звене.

С чего начать подготовку к ВПР?

Прежде всего, каждому учителю необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы.

Можно выделить три составляющие готовности к  выполнению работ нового  формата.

- информационная готовность ( сроки, т.е единое расписание, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения (каждому участнику  присваивается индивидуальный код( четырёхзначное чмсло), который используется на всех этапах проведения вПР;  в день проведения выдаётся  ученику его код, проводится инструктаж в течение 5 минут, выдаются распечатанные варианты проверочных работ для выполнения заданий. Каждый участник вписывае выданный ему код в специально отведённое поле в верхней правой части каждого листа с заданиями; на написание работы 45 минут; запрещается пользоваться любыми учебниками, словарями и.т. д; по окончанию все работы сдаются; к проверке привлекаются эксперты- учителя начальных классов, не работающие в данном классе, имеющие стаж работы не менее 3-х лет.результаты вносятся в итоговые сводки по коду; общий балл формируется путём суммирования баллов за выполнение всех заданий работы; баллы переводятся в отметку по пятибальной шкале));

- предметная готовность ( готовность по определённым предметам умение выполнять задания) Проверочная работа по русскому языку состоит из диктанта, связного текста, с помощью которого проверялось умение применять правила орфографии и пунктуации при записи текста под диктовку, и двух грамматических заданий по тексту на знание языковых единиц

.часть 2 состояла из текста и 13 заданий, которые проверяли знания русского языка, умения работать с текстом и извлекать из него нужную информацию.

Проверочная работа по математике включает 11 заданий базового и повышенного уровня, которые проверяли умения  выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи, представленные в текстовом  и табличном варианте, умения  интепретировать  и анализировать данные в схемах, графиках, диаграммах.

Проверочная работа по окружающему миру  состояла из заданий, которые были направлены на выявление уровня владения сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, нормах здоровьесберегающего поведения в природной среде, на основе умений анализировать информацию, представленную в разных формах.

Шкала перевода первичных баллов отметку  по пятибальной шкале:

Русский язык  «2»(0-12), «3» (13-23), «4» (24-33), «5» (34-42)

Математика «2» (0-5), «3» (6-9), «4» (10-12), «5» (13-18)

Окружающий мир « 2» (0-7), «3» (8-16), « 4» (17-24), «5» ( 25-30)

 - психологическая готовность ( эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия)

 «Зевок».

По оценке специалистов зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зевка мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зевок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус организма, создает импульс положительных эмоций. Говорят, что в Японии работники электротехнической промышленности организованно зевают через каждые 30 минут.

Для упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, как бы произнеся низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела. Повышение эффективности зева способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая положительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.

                                Как помочь учащимся подготовиться к ВПР

  ( рекомендации для учителей, классных руководителей)

  Подготовка ведётся с сентября месяца, как в урочной, так и в неурочной деятельности.

      Сначала я подробно изучила работы, которые писали четвероклассники прошлых лет, сравнила задания, форму и направленность вопросов, обратила внимание на объём работ и отобрала из массы существующего материала, те пособия, которые посчитала более актуальными.

         В начале семестра даю проверочные работы (Демо версии ВПР) без подготовки. Выявляю «пробелы» в знаниях своих учеников и готовлю упражнения по этим темам.

1.     Знакомлю учеников с системой и критериями оценивания заданий, вместе с учениками делаем вывод на каких заданиях можно получить максимальные баллы.

2.     Составляю план работы к подготовке к ВПР и знакомлю с ним учащихся.

( листы по предметам)

3.     На каждом уроке даю мини-тесты для учеников и веду контроль по устранению «пробелов» в знаниях.

Упражнения для подготовки к ВПР по русскому языку.

После проведения диагностической работы, я выявила проблемные задания:

1.     Определите основную мысль текста.

2.     Составьте вопрос к тексту так, чтобы было понятно, о чём текст.

Эти задания мы разобрали с детьми с особой тщательностью. Теперь в каждом встречающемся тексте на уроке мы определяем основную мысль и задаём вопрос по тексту, эту же работу проводим и на уроках литературного чтения.

1.     Постановка ударения в словах, звукобуквенный анализ слова.

Эту работу проводим ежедневно на орфографической минутке работы со словарными словами. Так же при работе со словарными словами ввожу такие задания: (найди слово, в котором все согласные звуки мягкие, объясни значение слова, подбери синоним, антоним, найди слово по схеме)

1.     Упражнения на распознавание частей речи и их грамматических признаков. Сначала даю упражнения с выбором ответа, из программы 3 класса, затем упражнения усложняю, даю упражнения из тренировочных работ к ВПР.

2.     Раз в неделю включаю задания на составление предложения – просьбы, благодарности.

Все задания, приведенные выше направлены на оценку обязательных результатов обучения по предмету «Русский язык». Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал по русскому языку, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом.

 

·        Дайте возможность учащимся оценить их достижения в учёбе

( обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на то, что им удалось изучить и что у них получается хорошо)( + и – на листах плана по предметам)

·        Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто ( регулярно проводите короткие работы вместо серии больших контрольных работ.обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже , если работа связана с  ВПР, не заостряйте на ней внимание)

·        Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы, приёмы учебный материал должен быть разнообразен: презентации, проекты, творческие задания. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации

·        «Скажи мне – и я забуду, учи меня – и я могу запомнить, вовлекай меня – и я научусь» (Б.Франклин) во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении, проверки(например «Пересадка», проверка в парах, проверка  по образцу )

·        Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.  Покажите простой пример задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание. (работа по математике)

·        Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.  ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации.Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять. Есть такое утверждение, если учитель  обладает всеми качествами настоящего профессионала, то он и сам не боится такой работы, не будет она стрессом и для учеников.

·        Хвалите своих учеников.

·        Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу.

·        Общайтесь с коллегами.

·        Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

·        Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни. Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряжённого выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

·        Поддерживайте внеучебные интересы учащихся. Личное пространство, не связанное с учёбой, даёт возможность переключаться на другие виды деятельности.

·        Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Большинство  родителей всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе.  Необходимо познакомить родителей с результатами  ВПР предыдущих  классов, рассказать  им о причинах невыполнения тех или иных заданий, обратить внимание  на предметы, которые оказались самыми трудными. Дать возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ, дать информацию об имеющихся проблемах и их устранению. Главная задача родителей – убедить ребёнка, что если не запускать учёбу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться»  создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот  соблюдение правильного режима труда и отдыха поможет ученику физически и психологически подготовиться к проведению ВПР.

  Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что такое ВПР, с какой целью они проводятся. Дать родителям адреса,  где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к впр, с результатами НИКО( национального исследования качества образования), сайт АКИПКРО есть вкладка «Готовимся к ВПР», где расположены различные материалы в помощь учителю, родителям и обучающимся, даны полезные ссылки., информационный портал «Всероссийские проверочные работы» (www.vpr.statgrad.org), демоверсии на сайте Минобрнауки РФ. Родители могут научить ребёнка распределять время на проверочной работе для этого ребёнок должен  иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

 Все это  делаем на родительских собраниях, консультациях.

·        Советы учащимся во время проверочной работы, накануне

-Сосредоточься!

-Начни с лёгкого

-Пропускай!

-Читай задание до конца!

-Думай только отекущем задании!

-Исключай!

-Запланируй два круга!

-Проверь!

- Не огорчайся! Стремись выполнить все задания. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный  уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным «Когда мы в детстве писали  районную контрольную  работу, мы тоже волновались. Но нам за контрольную выставляли отметку в классный журнал, а ваши оценки школа просто учтёт».

Нужно помнить, что результаты ВПР ни в коей мере не влияют на перевод в следующий класс и на получение аттестата.

Результаты ВПР нужны для:

- самооценки школ;

- выявление пробелов в знаниях учащихся;

- помощи учителям и родителям в организации работы с каждым школьником;

- мониторинга уровня образования в стране.

Опыт выполнения работ разного формата позволит ученику :

- психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности ГИА и ЕГЭ;

- определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения;

- даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет  обучения, а не только в выпускных классах;

- будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам;

- родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка;

- даст возможность улучшить общую систему обучения.

Система подготовки к проведению ВПР включает:

·        Методическую и организационную работу

·        Диагностическую и учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся

·        Организация входного, текущего и итогового повторения

·        Организация самостоятельной работы учащихся

·        Работа с родителями

·         Психологическая подготовка учащихся

« Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх»